Отличия психологических характеристик студентов провизоров и фармацевтов

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2021-05-07
Номер журнала: 
5
Год издания: 
2021

В.В. Богданов, К.Г. Ноздрачев, А.С. Шошин, Е.Ю. Куклин, В.С. Чавырь Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российская Федерация, 660022, Красноярский край, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1

Введение. В течение длительного времени в сфере фармации все более размывается граница между специалистами с высшим и средним фармацевтическим образованием. Требования к должностям и трудовым функциям у фармацевтов и провизоров во многом сходны. Однако есть отличия в уровне образования, осваиваемых компетенциях, социальной и культурной среде, мотивации, мировоззрении и т.д., изучение которых может быть основой для оптимизации кадровой политики как в подготовке фармацевтических кадров, так и для управления фармацевтическими кадрами в фармацевтических организациях. Цель исследования: изучение отличий психологических характеристик студентов, получающих высшее и среднее профессиональное фармацевтическое образование. Материал и методы. Для исследования взяты данные 4 опросников «Мотиваторы», характерологический профиль Шмишека–Леонгарда, тест Кеттелла, динамические свойства (Русалов) у 42 студентов по специальности 33.05.01 «Фармация» (провизоры) и 107 студентов по специальности 33.02.01 «Фармация» (фармацевты). Результаты статистической обработки данных шкал опросников проведены с помощью критерия Манна–Уитни в программе IBM SPSS Statistics. Результаты. Выделены сходства и статистически значимые отличия по 11 критериям в психологических характеристиках студентов-провизоров и фармацевтов. Заключение. Студенты-провизоры больше ориентированы на теорию, системное логическое описание мира, более сдержаны, рациональны и психологически ригидны, а также при высокой интеллектуальной деятельности они имеют среднее стремление к физической активности. Студенты-фармацевты более ориентированы на отношения между людьми, эмоциональны и психологически более подвижны, они ориентированы на нормы поведения окружающей их группы людей, более ориентированы на деятельность по плану, педантичны в работе, больше стремятся к физической активности и имеют высокую скорость при ручном труде.

Ключевые слова: 
психологический профиль
фармацевтические кадры
фармацевтическое образование
опросник
фармацевты
провизоры
U-критерий Манна–Уитни
Для цитирования: 
Богданов В.В., Ноздрачев К.Г., Шошин А.С., Куклин Е.Ю., Чавырь В.С. Отличия психологических характеристик студентов провизоров и фармацевтов . Фармация, 2021; 70 (5): 48-55https://doi.org/10.29296/25419218-2021-05-07

Список литературы: 
  1. Карева Н.Н. Обеспечение комфортного психологического состояния – одно из внутренних направлений социальной ответственности аптечной организации. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2018; 41 (3): 502–11. DOI: 10.18413/2075-4728-2018-41-3-502-511
  2. Иванова К.А., Ильинова Ю.Г. Изучение международного опыта исследований профессиональной деятельности фармацевтических кадров в контексте ограничений, связанных с развитием системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. Формулы Фармации. 2020; 2 (3): 24–9. DOI: 10.17816/phf35216
  3. Смолина В.А., Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В. Профессиональная характеристика фармацевтического работника аптечной организации. Саратовский научно-медицинский журнал. 2020; 16 (4): 968–73.
  4. Меликсетян А.А. Фармацевтическое образование в России и болонская система. Инновации в здоровье нации : сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2018; 504–7.
  5. Ковалев Д.Н., Кулик В.В., Ковалева Т.Г. Современные требования к профессиональной подготовке специалистов с фармацевтическим образованием и изучение образовательных потребностей работников аптечных организаций. Современная наука и инновации. 2014; 2 (6): 73–9.
  6. Богданов В.В., Ноздрачев К.Г., Лунева Л.А. и др. Анализ отличий психологических профилей выпускников медицинских и фармацевтических специальностей. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 4: 35–56. DOI: 10.24411/2312-2935-2020-00096
  7. Болдырева Н.В. Выявление и управление талантами в современной организации с помощью инструментов DISC и PIAV. Экономика и предпринимательство. 2017; 11 (88): 566–73.
  8. Райгородский Д.Я. ред. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2002; 667.
  9. Берестнева О.Г., Ясюкевич Ю.В., Шпак Ю.К. Анализ ценностных ориентаций и психологических особенностей студенток экономических специальностей. Интернет-журнал «Науковедение». 2013; 6 (19): 172.
  10. Солтанбекова Б.А. Проблемы дифференциальной диагностики акцентуаций характера у подростков. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 226–8.
  11. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела. Санкт-Петербург: Речь, 2006; 99.
  12. Полетайкин А.Н., Ильина Т.С. Нечеткий подход к оцениванию личностных качеств студентов вуза. ИТпортал, 2016; 4 (12): 2.
  13. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Москва: Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1997; 50.
  14. Русалов В.М., Манолова О.Н. Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер». Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2009; 1 (5): 165–78.
  15. Моисеева О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1. Психодиагностика темперамента. Владивосток: Морской государственный университет. 2002; 52.
  16. Слесарева Е.А., Задохина Н.В. Критерии статистической значимости как неотъемлемая часть экспериментальной психологии. Вестник Московского университета МВД России. 2017; 4: 254–8.
  17. Бордя Т.Д. Методика прогнозирования успешности обучения студентов первого курса. Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки: сборник научных статей. Москва, 2019; 22–5.