Организация фармацевтического просвещения взрослого населения: от теории к практике

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2024-02-07
Номер журнала: 
2
Год издания: 
2024

Т.В. Шестакова, И.А. Кирщина, А.В. Солонинина, В.Н. Михайлова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российская Федерация, 614990, Пермь, ул. Екатерининская, д. 101

Введение. Санитарная грамотность определена ВОЗ как один из достоверных параметров, позволяющих прогнозировать состояние здоровья общества в перспективе. Уровень санитарной грамотности неотъемлем от фармацевтической грамотности личности, так как значительная часть вопросов здоровьесбережения связана с применением лекарственных препаратов (ЛП). Фармацевтическая грамотность может быть рассмотрена как одна из важнейших компонент санитарной грамотности в целом. На сегодняшний день отсутствует единая методология повышения фармацевтической грамотности личности и общества в целом. Цель исследования. Разработка научно-практического подхода к организации фармацевтического просвещения взрослого населения с участием специалистов фармацевтического профиля. Материал и методы. Контент-анализ, логический анализ, метод систематизации, метод моделирования. Результаты. Определены компоненты теоретической основы формирования фармацевтической компетентности взрослого населения. Проведено дифференцирование информации о ЛП, определены виды фармацевтической информации и сформировано их предметное наполнение для целей фармацевтического просвещения населения. Выявлены социально-демографические группы и факторы, коррелирующие с более высоким уровнем фармацевтической грамотности. Сформулированы дополнительные условия, которые следует учитывать при развитии фармацевтической грамотности и формировании фармацевтической компетентности взрослого населения. Определены и систематизированы организационные технологии, релевантные целям фармацевтического просвещения. Определены ключевые позиции эффективной практики фармацевтического просвещения. Представлены перспективные механизмы организации фармацевтического просвещения с учетом реализации профессионального потенциала фармацевтических работников. Разработана многоуровневая модель формирования фармацевтической компетентности взрослого населения. Заключение. Предложенная методология ступенчатого становления фармацевтической компетентности взрослого населения на основе релевантного выбора организационных технологий и правил андрагогики с опорой на международную концепцию санитарного просвещения и существующие уровни здоровья населения, выступает научно-практическим подходом к формированию адекватного уровня фармацевтических знаний для эффективного и безопасного использования ЛС и формированию культуры ответственного отношения граждан к собственному здоровью.

Ключевые слова: 
фармацевтическое просвещение
фармацевтическая грамотность
фармацевтическая компетентность
санитарная грамотность
здоровьесбережение.
Для цитирования: 
Шестакова Т.В., Кирщина И.А., Солонинина А.В., Михайлова В.Н. Организация фармацевтического просвещения взрослого населения: от теории к практике . Фармация, 2024; (2): 46-54https://doi.org/10.29296/25419218-2024-02-07

Список литературы: 
  1. Health literacy. The solid facts. World Health Organisation. 2014.
  2. Renwick K. Critical health literacy in 3D. Frontiers in Education. Frontiers Media SA. 2017; 2: 40. DOI: org/10.3389/feduc.2017.00040
  3. Speros C. Health literacy: concept analysis. Journal of Advanced Nursing. 2005; 50: 633–40. DOI:10.1111/j.1365-2648.2005.03448.x
  4. Wharf-Higgins J., Begoray D., MacDonald M. A social ecological conceptual framework for understanding adolescent health literacy in the health education classroom. American J. of Community Psychology. 2009; 44: 350–62. DOI:10.1007/s10464-009-9270-8
  5. Chinn D. Critical health literacy: a review and critical analysis. Social Science & Medicine. 2011; 73: 60–7. DOI:10.1016/j.socscimed.2011.04.004
  6. Wilkinson R., Marmot M. Social Determinants of Health: The Solid Facts. Geneva: World Health Organization. 2003.
  7. Sykes S., Wills J., Rowlands G., Popple K. Understanding critical health literacy: a concept analysis. BMC Public Health. 2013; 13: 150. DOI:10.1186/1471-2458-13-150
  8. Paasche-Orlow M.K., Wolf M.S. The causal pathways linking health literacy to health outcomes. American J. of Health Behavior. 2007; 31 (1): 19–26. DOI:10.5993/AJHB.31.s1.4
  9. Дремова Н.Б. Основы фармацевтической помощи в здравоохранении: монография. Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. [Dremova N. B. Fundamentals of pharmaceutical care in healthcare: a monograph. Kursk, 2009 (in Russian)]
  10. Кирщина И.А., Шестакова Т.В., Курылева М.А. Фармацевтическая компетентность как неотъемлемый компонент санитарной грамотности. Медицинский альманах. 2020; 1: 102–8. [Kirshhina I.A., Shestakova T.V., Kuryleva M.A. Pharmaceutical competence as an integral component of health literacy. Medicinskij al'manah. 2020; 1: 102–8 (in Russian)]
  11. Европейский план действий по укреплению потенциала и услуг общественного здравоохранения: Всемирная организация здравоохранения. 2012. [European Action Plan for Strengthening Public Health Capacities and Services: World Health Organization. 2012 (in Russian)]
  12. Здоровье 2020. Основы Европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия: Всемирная организация здравоохранения. 2012. [Health 2020. The foundations of European Policy in support of the actions of the whole State and society in the interests of health and well-being: The World Health Organization. 2012 (in Russian)]
  13. Измеров Н.Ф. Национальный проект «Здоровье» – роль медицины труда. Медицина труда и промышленная экология. 2007; 12: 4–8. [Izmerov N.F. The national project "Health" – the role of occupational medicine.Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2007; 12: 4–8 (in Russian)]
  14. Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, в Европейском регионе ВОЗ: рамочная основа для действий по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения. Всемирная Организация Здравоохранения. 2016. [Strengthening people-centred health systems in the WHO European Region: a framework for action on the integrated delivery of health services. The World Health Organization. 2016 (in Russian)]
  15. Санитарное просвещение. 53-я сессия Исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения. Документ ЕВ53/8 от 11.12.1973 г. [Health education. 53rd session of the Executive Committee of the World Health Organization. The document In 53/8 dated 11.12.1973 (in Russian)]
  16. Nutbeam D. Health literacy as a public health goal: a challenge for contemporary health education and communication strategies into the 21st century. Health promotion international. 2000; 15 (3): 259–67. DOI: 10.1093/heapro/15.3.259.
  17. The European Health Literacy Project 2009–2012. Maastricht, HLS-EU Consortium, 2012.
  18. Ishikawa H., Takeuchi E. Measuring functional, communicative, and critical health literacy among diabetic patients. Diabetes care. 2008; 31 (5): 874–9. DOI: 10.2337/dc07– 1932.
  19. Лисицын Ю.П. Из истории изучения влияния образа жизни на здоровье. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; 2. [Lisicyn Ju.P. From the history of studying the influence of lifestyle on health. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2014; 2 (in Russian)]
  20. Wehmeyer L.L U.S. Geological Survey archived data recovery in Texas, 2008-11. Fact Sheet. 2011; 1: 1. DOI:10.3133/fs20113152.
  21. Шабунова А.А., Калашников К.Н., Калачикова О.Н. Общественное здоровье и здравоохранение территорий: монография. Вологда: РАН. Институт социально-экономического развития территорий. 2010. [Shabunova A.A., Kalashnikov K.N., Kalachikova O.N. Public health and health care of territories: a monograph. Vologda: RAN. Institute of Socio-economic Development of Territories. 2010 (in Russian)]
  22. . Щепин О.П. Здравоохранение как социально-экономическая система. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 3: 3. [Shhepin O.P. Healthcare as a socio-economic system. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2017; 3: 3 (in Russian)]