Организация фармацевтического просвещения взрослого населения: от теории к практике
Номер журнала:
2
Год издания:
2024
Введение. Санитарная грамотность определена ВОЗ как один из достоверных параметров, позволяющих прогнозировать состояние здоровья общества в перспективе. Уровень санитарной грамотности неотъемлем от фармацевтической грамотности личности, так как значительная часть вопросов здоровьесбережения связана с применением лекарственных препаратов (ЛП). Фармацевтическая грамотность может быть рассмотрена как одна из важнейших компонент санитарной грамотности в целом.
На сегодняшний день отсутствует единая методология повышения фармацевтической грамотности личности и общества в целом.
Цель исследования. Разработка научно-практического подхода к организации фармацевтического просвещения взрослого населения с участием специалистов фармацевтического профиля.
Материал и методы. Контент-анализ, логический анализ, метод систематизации, метод моделирования.
Результаты. Определены компоненты теоретической основы формирования фармацевтической компетентности взрослого населения. Проведено дифференцирование информации о ЛП, определены виды фармацевтической информации и сформировано их предметное наполнение для целей фармацевтического просвещения населения. Выявлены социально-демографические группы и факторы, коррелирующие с более высоким уровнем фармацевтической грамотности. Сформулированы дополнительные условия, которые следует учитывать при развитии фармацевтической грамотности и формировании фармацевтической компетентности взрослого населения. Определены и систематизированы организационные технологии, релевантные целям фармацевтического просвещения. Определены ключевые позиции эффективной практики фармацевтического просвещения. Представлены перспективные механизмы организации фармацевтического просвещения с учетом реализации профессионального потенциала фармацевтических работников. Разработана многоуровневая модель формирования фармацевтической компетентности взрослого населения.
Заключение. Предложенная методология ступенчатого становления фармацевтической компетентности взрослого населения на основе релевантного выбора организационных технологий и правил андрагогики с опорой на международную концепцию санитарного просвещения и существующие уровни здоровья населения, выступает научно-практическим подходом к формированию адекватного уровня фармацевтических знаний для эффективного и безопасного использования ЛС и формированию культуры ответственного отношения граждан к собственному здоровью.
Ключевые слова:
фармацевтическое просвещение
фармацевтическая грамотность
фармацевтическая компетентность
санитарная грамотность
здоровьесбережение.
Для цитирования:
Шестакова Т.В., Кирщина И.А., Солонинина А.В., Михайлова В.Н. Организация фармацевтического просвещения взрослого населения:
от теории к практике
. Фармация, 2024; (2): 46-54https://doi.org/10.29296/25419218-2024-02-07Список литературы:
- Health literacy. The solid facts. World Health Organisation. 2014.
- Renwick K. Critical health literacy in 3D. Frontiers in Education. Frontiers Media SA. 2017; 2: 40. DOI: org/10.3389/feduc.2017.00040
- Speros C. Health literacy: concept analysis. Journal of Advanced Nursing. 2005; 50: 633–40. DOI:10.1111/j.1365-2648.2005.03448.x
- Wharf-Higgins J., Begoray D., MacDonald M. A social ecological conceptual framework for understanding adolescent health literacy in the health education classroom. American J. of Community Psychology. 2009; 44: 350–62. DOI:10.1007/s10464-009-9270-8
- Chinn D. Critical health literacy: a review and critical analysis. Social Science & Medicine. 2011; 73: 60–7. DOI:10.1016/j.socscimed.2011.04.004
- Wilkinson R., Marmot M. Social Determinants of Health: The Solid Facts. Geneva: World Health Organization. 2003.
- Sykes S., Wills J., Rowlands G., Popple K. Understanding critical health literacy: a concept analysis. BMC Public Health. 2013; 13: 150. DOI:10.1186/1471-2458-13-150
- Paasche-Orlow M.K., Wolf M.S. The causal pathways linking health literacy to health outcomes. American J. of Health Behavior. 2007; 31 (1): 19–26. DOI:10.5993/AJHB.31.s1.4
- Дремова Н.Б. Основы фармацевтической помощи в здравоохранении: монография. Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. [Dremova N. B. Fundamentals of pharmaceutical care in healthcare: a monograph. Kursk, 2009 (in Russian)]
- Кирщина И.А., Шестакова Т.В., Курылева М.А. Фармацевтическая компетентность как неотъемлемый компонент санитарной грамотности. Медицинский альманах. 2020; 1: 102–8. [Kirshhina I.A., Shestakova T.V., Kuryleva M.A. Pharmaceutical competence as an integral component of health literacy. Medicinskij al'manah. 2020; 1: 102–8 (in Russian)]
- Европейский план действий по укреплению потенциала и услуг общественного здравоохранения: Всемирная организация здравоохранения. 2012. [European Action Plan for Strengthening Public Health Capacities and Services: World Health Organization. 2012 (in Russian)]
- Здоровье 2020. Основы Европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия: Всемирная организация здравоохранения. 2012. [Health 2020. The foundations of European Policy in support of the actions of the whole State and society in the interests of health and well-being: The World Health Organization. 2012 (in Russian)]
- Измеров Н.Ф. Национальный проект «Здоровье» – роль медицины труда. Медицина труда и промышленная экология. 2007; 12: 4–8. [Izmerov N.F. The national project "Health" – the role of occupational medicine.Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2007; 12: 4–8 (in Russian)]
- Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, в Европейском регионе ВОЗ: рамочная основа для действий по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения. Всемирная Организация Здравоохранения. 2016. [Strengthening people-centred health systems in the WHO European Region: a framework for action on the integrated delivery of health services. The World Health Organization. 2016 (in Russian)]
- Санитарное просвещение. 53-я сессия Исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения. Документ ЕВ53/8 от 11.12.1973 г. [Health education. 53rd session of the Executive Committee of the World Health Organization. The document In 53/8 dated 11.12.1973 (in Russian)]
- Nutbeam D. Health literacy as a public health goal: a challenge for contemporary health education and communication strategies into the 21st century. Health promotion international. 2000; 15 (3): 259–67. DOI: 10.1093/heapro/15.3.259.
- The European Health Literacy Project 2009–2012. Maastricht, HLS-EU Consortium, 2012.
- Ishikawa H., Takeuchi E. Measuring functional, communicative, and critical health literacy among diabetic patients. Diabetes care. 2008; 31 (5): 874–9. DOI: 10.2337/dc07– 1932.
- Лисицын Ю.П. Из истории изучения влияния образа жизни на здоровье. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; 2. [Lisicyn Ju.P. From the history of studying the influence of lifestyle on health. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2014; 2 (in Russian)]
- Wehmeyer L.L U.S. Geological Survey archived data recovery in Texas, 2008-11. Fact Sheet. 2011; 1: 1. DOI:10.3133/fs20113152.
- Шабунова А.А., Калашников К.Н., Калачикова О.Н. Общественное здоровье и здравоохранение территорий: монография. Вологда: РАН. Институт социально-экономического развития территорий. 2010. [Shabunova A.A., Kalashnikov K.N., Kalachikova O.N. Public health and health care of territories: a monograph. Vologda: RAN. Institute of Socio-economic Development of Territories. 2010 (in Russian)]
- . Щепин О.П. Здравоохранение как социально-экономическая система. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 3: 3. [Shhepin O.P. Healthcare as a socio-economic system. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2017; 3: 3 (in Russian)]