Экосистемный подход к управлению региональными программами льготного лекарственного обеспечения на основе ассортиментной агрегации

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2024-03-07
Номер журнала: 
3
Год издания: 
2024

А.Л. Петров, Е.Э. Нурмамедова, Г.Н. Андрианова
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Российская Федерация, 620028, Екатеринбург, ул. Репина, д. 3

Введение. Система государственного управления льготным лекарственным обеспечением (ЛЛО) включает нормативное регулирование государственных закупок лекарственных препаратов (ЛП) для нужд федеральных и региональных программ ЛЛО (РЛЛО). Проблема доступности лекарственного обеспечения (ЛО) отдельных категорий граждан и нозологических категорий пациентов решается на основе рационального потребления и финансового обеспечения, актуальным является внедрение новых механизмов ресурсного обеспечения (РО) таких программ. Реализация доступности в рамках территориальной программы государственных гарантий перспективна за счет агрегации ассортимента ЛП субъектов локальной фармацевтической промышленности и внедрения новых платформенных механизмов организации поставок ЛП. Цель исследования. Оценка организационных, фармакоэкономических и ассортиментных предпосылок экосистемного управления в процессе реализации РЛЛО на основе контрактации агрегированного ассортимента локальных производителей ЛП Уральского федерального округа (УрФО). Материал и методы. Объектом исследования являлись данные о сводных заявках ЛП, закупаемых по программе РЛЛО «Доступные лекарства», реализуемой Министерством здравоохранения Свердловской области за период 2021–2022 гг., 59 международных непатентованных наименований (МНН) ЛП в форме выпуска; сводный ассортимент предприятий производителей, локализованных в регионах Урала (10 предприятий, 910 торговых наименований (ТН) ЛП); данные о предельных отпускных ценах предприятий производителей ЛП из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в исследуемой группе препаратов (n=59). Проводили экономический анализ цен ЛП – расчет медианных значений выборки ЛП, расчет относительной и абсолютной экономии бюджета поставки ЛП. Для обработки первичных данных использовали программное обеспечение Statistica, MSExcel. Результаты. Проведено организационно-фармацевтическое обоснование целесообразности агрегации локального лекарственного ассортимента для наполнения офсетных контрактов, в качестве институционального агрегатора предложена платформа территориальной фармацевтической экосистемы. Проведена оценка перспективной экономии регионального бюджета за счет агрегации территориального предложения лекарственных средств на примере УрФО и Свердловской области, в результате чего определен потенциал экономии областного бюджета при локализации выделенного ассортимента в объеме 14,06 млн руб. в год. Проведено исследование структуры локальной ассортиментной матрицы ЛП для программы РЛЛО: показан высокий потенциал вовлеченности отдельных производителей в программы РО, выделены 3 нозологических сегмента ЛП с максимальным потенциалом агрегации. Заключение. Проведена оценка организационно-фармакоэкономических и ассортиментных предпосылок экосистемного управления территориальной системой гарантированного ЛО на основе расширения функционала государственно-частного партнерства: показана целесообразность агрегации ассортимента ЛП для программы Свердловской области «Доступные лекарства» с потенциальной экономией 14,06 млн руб в год, определены ключевые нозологические сегменты ЛП для внедрения в офсетные контракты (класс IX (Е10-Е15) – «Гипертоническая болезнь», класс IV (Е10-Е14) – «Сахарный диабет», класс VI (G40) – «Эпилепсия»).

Ключевые слова: 
фармацевтический рынок
льготное лекарственное обеспечение
локальный ассортимент лекарственных препаратов
фармацевтическая экосистема
государственно-частное партнерство.
Для цитирования: 
Петров А.Л., Нурмамедова Е.Э., Андрианова Г.Н. Экосистемный подход к управлению региональными программами льготного лекарственного обеспечения на основе ассортиментной агрегации . Фармация, 2024; (3): 43-49https://doi.org/10.29296/25419218-2024-03-07

Список литературы: 
  1. Зубарева Л. В., Широкоряд М. Г. Организационно-экономические аспекты управления льготным лекарственным обеспечением. Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2019; 2: 4–7. [Zubareva L. V., Shirokoryad M. G. Organizational and economic aspects of managing preferential drug provision. Zdravoohranenie Jugry: opyt i innovacii. 2019; 2: 4–7 (in Russian)].
  2. Тельнова Е. А., Загоруйченко А. А. О состоянии льготного лекарственного обеспечения. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021; 2: 72–81. [Telnova E.A., Zagoruychenko A.A. About the state of preferred medicinal provision Bjulleten' nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshhestvennogo zdorov'ja imeni N.A. Semashko. 2021; 2: 72–81. DOI: 10.25742/NRIPH.2021.02.009 (in Russian)].
  3. Бреднева Н.Д. и др. Совершенствование лекарственного обеспечения льготных категорий граждан Тюменской области. Медицинская наука и образование Урала. 2019; 20 (1): 86–9. [Bredneva N.D. et al. Perfection of the medicinal support of preferred categories of citizens of the Tyumen region. Medicinskaja nauka i obrazovanie Urala. 2019; 20 (1): 86–9 (in Russian)].
  4. Шукиль Л.В., Мошкова Л.В., Коржавых Э.А. Оценка эффективности лекарственной политики в Омской области. Актуальные проблемы медицины. 2015; 29 (4): 155–9. [Shukil L.V., Moshkova L.V., Korzhavykh E.A. The estimation of drug policy efficiency in Omsk region. Aktual'nye problemy mediciny. 2015; 29 (4): 155–9 (in Russian)].
  5. Тельнова Е. А. Льготное лекарственное обеспечение: вчера, сегодня, завтра. Менеджмент качества в медицине. 2020; 2: 59–63. [Telnova E.A. Preferential drug provision: yesterday, today, tomorrow. Menedzhment kachestva v medicine. 2020; 2: 59–63 (in Russian)].
  6. Каракозов С.В. и др. Разработка организационной модели консолидированного совместного (централизованного) закупа лекарственных препаратов для медицинского применения в госпитальном секторе (на примере Тюменской области). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021; 2: 235–49. [Karakozov S.V. et al. Development of an organizational model of consolidated medicines procurement for medical using in hospitals (on the example of the Tyumen region). Sovremennye problemy zdravoohranenija i medicinskoj statistiki. 2021; 2: 235–49. DOI 10.24412/2312-2935-2021-2-235-249 (in Russian)].
  7. Ковалева К.А. и др. Анализ федеральных программ льготного лекарственного обеспечения населения. Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2019; 3: 54–8. [Kovaleva K.A. et al. Review of federal medicine assistance schemes. Remedium. Zhurnal o rossijskom rynke lekarstv i medicinskoj tehnike. 2019; 3: 54–8. DOI: 10.21518 / 1561–5936–2019–01-02-54-58 (in Russian)].
  8. Петров А.Л., Канторович А.Я., Андрианова Г.Н. Повышение потенциала эффективности подсистемы фармацевтической логистики на основе внедрения территориальной фармацевтической экосистемы. Фармация. 2021; 70 (2): 41–50. [Petrov A.L., Kantorovich A.Ya., Andrianova G.N. Increasing the efficiency potential of a pharmaceutical logistics subsystem based on the introduction of a territorial pharmaceutical ecosystem. Farmacijaю 2021; 70 (2): 41–50. DOI: 10.29296/25419218-2021-02-07 (in Russian)].