ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ ФУНКЦИЙ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СЕГМЕНТ КОСМЕТИКИ

DOI: https://doi.org/None
Номер журнала: 
2
Год издания: 
2017

И.А. Наркевич (1), доктор фармацевтических наук, профессор, О.Д. Немятых (1), доктор фармацевтических наук, А.И. Фитисова (1), А.С. Бабичева (2), кандидат фармацевтических наук 1-Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия; Российская Федерация, 197376, Санкт-Петербург, ул. проф. Попова, д. 14; 2-Национальный фармацевтический университет; Украина, 61002, Харьков, ул. Пушкинская, д. 53

Введение. Условия современного фармацевтического рынка предъявляют дополнительные требования к профессиональным компетенциям фармацевтических работников. Возникла острая потребность в пересмотре функциональных обязанностей фармацевтических работников, что связано со специфическими особенностями работы с сегментом аптечной косметики. Цель работы – оценка эффективности выполнения аптечными организациями ключевых маркетинговых функций по сегменту косметика. Материал и методы. Эффективность работы аптечных организаций с сегментом аптечной косметики оценивалась по степени выполнения ключевых маркетинговых функций в рамках отдельных задач путем анкетирования руководителей аптечных сетей, а также структурных подразделений, имеющих максимальный удельный вес в структуре регионального рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В исследование включались аптеки наиболее распространенной модели на региональном рынке, в которых аптечная косметика составляет менее 20% общего ассортимента. Затраты рабочего времени провизоров и фармацевтов на выполнение задач, связанных с обращением аптечной косметики, проанализированы с помощью метода фотографии рабочего дня. Результаты. Рассчитаны средние показатели затрат рабочего времени фармацевтических работников на деятельность, связанную с обращением аптечной косметики. На достаточно высоком уровне в аптеках решаются задачи выбора поставщиков и управления товарными запасами; а также анализа и планирования ценовой политики, что коррелирует с высокими показателями весомости указанных задач (более 9 баллов). Сравнительно меньше внимания руководители аптечных организаций уделяют маркетинговым задачам (анализ и планирование ассортиментной политики), разработке системы лояльности покупателей, консультированию посетителей аптек. Это находит соответствующее отражение в степени реализации данных задач (50% и более указанных задач решаются на низком и среднем уровне). Разработка рекламных и PR-кампаний, а также информационная деятельность в аптечных организациях реализуются неэффективно, несмотря на их весомость. Заключение. Работа с сегментом аптечной косметики представляется весьма перспективной с точки зрения повышения эффективности деятельности. Научно обоснована целесообразность введения в штат аптек (аптечных сетей) провизора с расширенными компетенциями в области фармацевтической косметологии.

Ключевые слова: 
фармацевтический рынок
аптечная косметика
маркетинговые функции
Для цитирования: 
Наркевич И.А., Немятых О.Д., Фитисова А.И., Бабичева А.С. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ ФУНКЦИЙ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СЕГМЕНТ КОСМЕТИКИ. Фармация, 2017; 66 (2): 43-46

Список литературы: 
  1. Фитисова А.И., Немятых О.Д., Наркевич И.А., Дрозд М., Евтушенко Е.Н. Ключевые регуляторные аспекты функционирования мирового фармацевтического рынка в сегменте косметических средств. Фармация, 2016; 4: 6–10.
  2. Широкова И. Факторы роста и прогнозы развития российского рынка дермокосметики. Ремедиум, 2012; 11: 22–7.
  3. Широкова И. Западный аптечный бизнес – точки роста и направления развития. Ремедиум, 2014; 11: 12–3.
  4. Бабічева Г.С. Науково-методичні підходи до вирішення маркетингових функцій аптечних мереж. Автореф. дисс. … канд. фарм. наук. Харків, 2011; 25.
  5. Бехорашвили Н. Разработка системы оценочных показателей лечебно-косметической продукции аптечной организации. Автореф. дисс. … канд. фарм. наук. М., 2009; 24.
  6. Соколова С.В., Лин А.А., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: сегмент косметики. Проблемы современной экономики, 2014; 4 (52): 345–50.
  7. Мнушко З.М., БабічеваГ.С., Пестун І.В. Моделювання робочого часу працівників аптек, задіяних у виконанні маркетингових функцій. Запорожский медицинский журнал, 2012; 5 (74): 99–104.