ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ЛОКАЛИЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ АПТЕЧНОМ СЕКТОРЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

DOI: https://doi.org/None
Номер журнала: 
8
Год издания: 
2017

Н.Н. Карева, доктор фармацевтических наук, профессор Е-mail: professor-45@mail.ru., Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия; Российская Федерация, 197376,Санкт-Петербург, ул.проф. Попова, д. 14

Введение. Географический маркетинг – это технология принятия решения в области управления пространственно-распределенными объектами, характеризующими конкурентную ситуацию и инфраструктуру территории. Цель исследования – выявление резервов для оптимизации развития аптечного рынка Санкт-Петербурга. Материал и методы. Объекты исследования – информационные и фактически имеющиеся аптечные ресурсы Санкт-Петербурга, численность населения, генеральный план развития города, в том числе зоны функционального назначения, пассажиропотоки, транспортная и пешеходная доступность аптек. Использованы методы геомаркетинга, картографии, натурного эксперимента, моделей пространственной конкуренции, социологические методы (анкетирование). Результаты. Установлены наиболее важные характеристики аптечного рынка: число аптечных организаций, их территориальное размещение, динамика развития, численность жителей (потенциальных покупателей) на 1 аптеку, градообразующие факторы, состояние и формы конкуренции, пассажиропотоки. Определены факторы, создающие угрозу для развития аптечного рынка: неконтролируемый рост числа аптечных организаций, рост конкуренции, снижение рентабельности аптек, отсутствие государственного регулирующего воздействия на состав и размещение аптек, отсутствие стратегического плана развития аптечного рынка. Заключение. Исследование данных размещения аптек позволило определить конкурентную среду и установить, что большинство аптек города функционирует в ситуации жесткой конкуренции. Установлены возможности оптимизации развития аптечного рынка Санкт-Петербурга с учетом территориального размещения аптек, разработаны методические рекомендации к составлению стратегического плана развития аптечного рынка города.

Ключевые слова: 
геомаркетинг
зоны функционального назначения
пространственная конкуренция
зоны обслуживания
расстояние между аптеками
месторасположение
пешеходная и транспортная доступность
пассажиропотоки
Для цитирования: 
Карева Н.Н. ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ЛОКАЛИЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ АПТЕЧНОМ СЕКТОРЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА . Фармация, 2017; 66 (8): 29-33

Список литературы: 
  1. Геомаркетинг. Википедия: http://ru.wikipedia.ru
  2. Cliquet G. Geomarketing. Methods and Strategies in Spatial Marketing. ISTE. 2007:245–365.
  3. Guider C. Geomerketing illuminates Strengths in German Retail Market. Directions Magazine. 2009 April: 32–5.
  4. Клюев М.А. Сборник нормативных актов по аптечной службе. М.: Медицина; 1979: 167–72.
  5. Схема границ зон планируемого размещения и развития на расчетный срок реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и прогнозируемый период территорий и основных объектов капитального строительства производственного назначения федерального, регионального и местного значения. Приложение 9 к Закону «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» №728-99 от 21 декабря 2005 г. (в ред. 28 июля 2015 г.)
  6. Мошкова Л.В., Воронович И.В., Третьякова Е.В. Некоторые аспекты регулирования фармацевтического сектора в Европе. Вестник Российского университета дружбы народов, 2007; 7: 145–8.
  7. Измерение расстояния шагами. Военная топография [электронный ресурс]. Режим доступа: http://miltop.narod.ru/Distance/other.htm.