ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ УСЛУГА КАК ФАКТОР ОТЗЫВЧИВОСТИ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2018-07-08
Номер журнала: 
7
Год издания: 
2018

И.М.Раздорская(1), И.А.Занина(2) 1-Курский государственный медицинский университет; Российская Федерация, 305041, Курск, ул.К.Маркса, д.3 2-Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко; Российская Федерация, 394036, Воронеж, ул.Студенческая, д.10

Введение. Оказание фармацевтических услуг в современном аптечном бизнесе должно сочетаться не только с коммерческими ценовыми стимулами, но и с нефармацевтическими обстоятельствами их оказания. Понятие «отзывчивость системы здравоохранения» предложено Всемирной организацией здравоохранения для оценки реакции системы на немедицинские ожидания населения. Однако исследования отзывчивости аптек на нефармацевтические ожидания клиентов практически отсутствуют. Цель исследования: разработка критериев оценки отзывчивости аптечных организаций и методологии ее исследования и измерения. Материал и методы: материал исследования – 200 анкет пациентов городской больницы, результаты трафика 14 аптек города Курска. Использовались статистические, социологические методы, экзитпол, картографический анализ. Результаты: сформулировано понятие «Отзывчивость аптечной организации», характеризующее немонетарные аспекты работы аптечной организации (АО), то есть приемы взаимодействия с клиентами. Проведен эксперимент, подтверждающий значимость отзывчивости АО на ее посещаемость. Представлены результаты сравнительного анализа количества пациентов, планирующих приобретение и реально приобретающих лекарственные препараты в аптеках. Подтверждена значимость отзывчивости аптеки на принятие решения клиентом о выборе аптеки для совершения покупки. Для расчета степени отзывчивости аптеки предложен показатель «коэффициент посещаемости аптеки». Заключение. Дополнительно к существующим в здравоохранении показателям отзывчивости на немедицинские ожидания населения предложены количественные показатели для экспресс-оценки отзывчивости АО. Отзывчивость аптечной системы является инструментом оценки социальной полезности АО. Показатель можно использовать для сравнительного анализа работы сетевых аптек.

Ключевые слова: 
фармацевтическая услуга
отзывчивость аптечной организации
трафик аптек
коэффициент посещаемости аптеки
Для цитирования: 
Раздорская И. М., Занина И. А. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ УСЛУГА КАК ФАКТОР ОТЗЫВЧИВОСТИ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ . Фармация, 2018; 67 (7): 43-48https://doi.org/10.29296/25419218-2018-07-08

Список литературы: 
  1. Assessment of health care systems from the perspective of World Health Organization. Health. 2009; 11: 17.
  2. Maksimova T.M., Lushkina N.P. The characteristics of perception the conditions of medical care by the patients from different countries. Problems of social hygiene, health and history of medicine. 2011; 3: 8–10.
  3. Demurov T.M., MikhailovaN.Yu., Chedzhemov A. Yu. Public opinion on the state of the health care system in the Republic of North Ossetia – Alania. Knowledge. Understanding. Skill. 2010; 4: 228–33.
  4. Kamaliyev M.A. Methodological framework for monitoring and evaluation of the health care system. S.D. Asfendiyarov Kazakh national medical University. Available at: http://ksmumpf. ru/publ/konferencija_aktualnye_voprosy_vedenija_sgm_quot/ prinjatye_k_publikacii_materialy/kamaliev_m_a/22-1-0-291.
  5. Arieli D. Behavior economics. – Moscow.: Mann, Ivanov, Ferber, 2013. – 296 p.
  6. Drogobytsky I.N. Behavioural Economics: exotic or science? The world of the new economics. 2016; 3: 94–105.
  7. Razdorskaya I.M. Transformation of the consumer behavior of the pharmacies’ clients. Pharmacy, 2017; 6:42–7.
  8. Razdorskaya I.M. Analysis of consumer associations related to the notion of drugstore. Fundamental and applied sciences today: collection of articles, North Charleston, 2017; 103–5.
  9. Simon, Herbert A. Milestones of economic thought. Theory of the company. Edited by V.M. Galperin. St. Petersburg: School of Economics, 1995; 54 – 58, 77–9.
  10. Umarov S.Z., Narkevich K.I. Analysis of visitor traffic intensity in pharmaceutical retail using the elements of big data processing. Remedium, 2018; 1–2: 57–9.