ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ – ТОВАРОВ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2019-03-06
Номер журнала: 
3
Год издания: 
2019

А.И. Фитисова, И.А. Наркевич, О.Д. Немятых, С.З. УмаровСанкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет; Российская Федерация, 197376, Санкт-Петербург, ул. проф. Попова, д. 14

Введение. Структурирование широкого перечня репрезентованных на фармацевтическом рынке позиций парфюмерно-кос-метической продукции в значительной степени упрощает работу с данной категорией товаров аптечного ассортимента на всех этапах товародвижения. Существующие на сегодняшний день подходы не учитывают в полной мере специфики этой товарной группы, которые преимущественно базируются на демографических характеристиках потребителя, а также разделяют ассорти-мент в соответствии с формами выпуска готового продукта.Цель работы – определить возможности кластерного анализа в классификации парфюмерно-косметических средств как товаров аптечного ассортимента.Материал и методы. Для формирования базы данных использовали электронные прайс-листы национальных и региональ-ных фирм-поставщиков товаров аптечного ассортимента по состоянию на июль 2018 г. Формирование информационного мас-сива проводилось по параметрам, характеризующим потребительские свойства парфюмерно-косметических средств. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью процедуры кластерного анализа методом одиночной связи и Евклидова расстояния, а также с программным пакетом «Statistica 10.0».Результаты. Оценка дендрограммы с заданными потребительскими характеристиками позволила выделить и описать в сегменте парфюмерно-косметических средств 2 кластерные группы с величиной Евклидова расстояния 1,57. Наибольший вклад в формирование кластеров вносят качественные характеристики продукта (наличие подтвержденных данных о биологической активности; необходимость/отсутствие рекомендации врача; необходимость/отсутствие консультации провизора при отпуске). С помощью показателей описательной статистики сформированных кластеров обосновывают перспективы дальнейших иссле-дований в части дополнения к перечню подходов в классификации парфюмерно-косметических средств.Заключение. Применение кластерных методов анализа парфюмерно-косметических средств позволяет выявить закономер-ности и обосновать возможные критерии классификации товаров аптечного ассортимента.

Ключевые слова: 
парфюмерно-косметические средства
классификация
кластерный анализ
Для цитирования: 
Фитисова А.И., Наркевич И.А., Немятых О.Д., Умаров С.З. ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ – ТОВАРОВ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА . Фармация, 2019; 68 (3): 33-37https://doi.org/10.29296/25419218-2019-03-06

Список литературы: 
  1. Фармацевтический рынок России. Итоги 2017 года: аналитический отчет. М.: ЗАО Группа «ДСМ», 2018; 110.
  2. Немятых О.Д., Фитисова А.И. Оценка ключевых аспектов национального фармацевтического рынка в рамках сегмента аптечной косметики. Научные ведомости БелГУ, 2017; 1: 123–8.
  3. ГОСТ 31678-2012. Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. ГОСТ 31696-2012. Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. ГОСТ 31698-2013. Продукция косметическая порошкообразная и компактная. Общие технические условия. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. ГОСТ 32853-2014. Продукция парфюмерная твердая и сухая. Общие технические условия. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. Григорьев С.Г., Иванов В.В., Мизерене Р.В. и др. Многомерные математико-статистические модели классификации в медицине. СПб., 2005; 142.
  8. Лобутева А.В., Захарова О.В., Кривошеев С.А., Лобутева Л.А., Гребнева Д.Е. Кластерный анализ затрат на фармакотерапию больных катарактой в специализированных стационарах. Вестник ВГУ. Серия: Химия. Биология. Фармация, 2015; 3: 116–9.
  9. Гудилина Н.А., Иванова Э.С., Сибиряков А.В. и др. Использование кластерного анализа при разработке подхо-дов по выбору и назначению схем лечения ВИЧ-инфицированных пациентов. Бюллетень сибирской медици-ны, 2017; 16 (3): 52–60. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2017-3-52-60.
  10. Плохих И.В. Оптимизация обеспечения населения парафармацевтическими товарами на региональном уровне (на примере сегмента средств гигиены полости рта и зубов). Автореф. дис. … канд. фарм. наук. М., 2016; 23.
  11. Зубов Н.Н., Кувакин В.И. Методы статистического анализа данных в медицине и фармации. СПб.: 2017; 216.