Нажмите на эту строку чтобы перейти к Новостям сайта "Русский врач"

Перейти на сайт журнала "Врач"
Перейти на сайт журнала "Медицинская сестра"
Перейти на сайт журнала "Фармация"
Перейти на сайт журнала "Молекулярная медицина"
Перейти на сайт журнала "Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии"
Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
Регистрационное агентство DOI (США)
Scientific Indexing Services (США)
CAS Source index (США)
Эко-вектор (Россия)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Directory)

Концепция информационно-коммуникационной услуги в аптечной организации

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2021-03-08
Номер журнала: 
3
Год издания: 
2021

А.Д. Сибирева, О.В. Желткевич Ярославский государственный медицинский университет, Российская Федерация, 150000, Ярославль, ул. Революционная, д. 5

Введение. Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 г. направлена на повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов. Современные профессиональные стандарты и Правила надлежащей аптечной практики требуют более активного и персонифицированного взаимодействия с потребителями, а также необходимости развития и поддержания способностей фармацевтических работников к эффективной коммуникации. Цель исследования. Разработка и внедрение нового направления фармацевтических услуг, характеризующегося эффективным профессиональным взаимодействием фармацевтических работников с потребителями, для повышения качества лекарственной помощи. Материал и методы. Базой исследования служили нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения, образования, обращения лекарственных препаратов, аптечные организации, анкеты фармацевтических работников и потребителей товаров аптечного ассортимента, опросники экспертов. Использованы методы системного, статистического, сравнительного и логического анализов, теория концептуального моделирования, социологические методы (анкетирование и интервьюирование), метод экспертной оценки. Результаты. Изучение удовлетворенности потребителей фармацевтических услуг показало ее недостаточный уровень. Определены слабые места во взаимодействии фармацевтических работников с потребителями. Выделены основные факторы, влияющие на его эффективность – объем и качество используемой фармацевтическими работниками информации, психологические особенности личности фармацевтических работников, количество и характеристики помещений, в которых осуществляется взаимодействие с потребителями фармацевтических услуг в аптеках. Полученные данные показали необходимость расширения перечня фармацевтических услуг, предоставляемых населению. Созданы Методические рекомендации по внедрению и оказанию информационно-коммуникационных услуг (ИКУ) в аптечных организациях. Заключение. Разработано новое направление фармацевтических услуг – ИКУ. В результате его внедрения в работу аптек удовлетворенность потребителей в них достоверно возросла.

Ключевые слова: 
удовлетворенность потребителей
эффективное взаимодействие
фармацевтические услуги
эргономичное пространство
психологические особенности личности
Для цитирования: 
Сибирева А.Д., Желткевич О.В. Концепция информационно-коммуникационной услуги в аптечной организации . Фармация, 2021; 70 (3): 42-49https://doi.org/10.29296/25419218-2021-03-08

Список литературы: 
  1. Царахова Л.Н., Левкова И.Н. Маркетинговые исследования дополнительных услуг, оказываемых в фармацевтических организациях РСО – Алания. Фармация и фармакология. 2015; 6. [Электронное издание]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-issledovaniya-dopolnitelnyh-uslug-okazyvaemyh-v-farmatsevticheskih-organizatsiyah-rso-alaniya (дата обращения: 11.05.2019)
  2. Грибкова, Е.И., Пак Т.В., Воронович И.В. Оценка информационных аспектов, обеспечивающих рациональное использование лекарственных средств на уровне розничного звена. Вестник фармации. 2017; 3. [Электронное издание]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30741550 (дата обращения: 11.05.2019)
  3. Унгурян, Л.М. Анализ применения аптечного нейромаркетинга. Медицинский альманах. 2014; 5. [Электронное издание]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-primeneniya-aptechnogo-neyromarketinga (дата обращения: 11.05.2019)
  4. Майорова У.В., Козярский И.С., Годовальников Г.В. Особенности оказания фармацевтической помощи в аптеках города Минска. Рецепт, 2015; 2. [Электронное издание]. Режим доступа: https://docplayer.ru/65678356-Osobennosti-okazaniya-farmacevticheskoy-pomoshchi-v-aptekah-goroda-minska (дата обращения: 11.05.2019)
  5. Сибирева А.Д. Удовлетворенность потребителей информационно-консультационной помощью, оказанной фармацевтическими специалистами. Клинический случай. 2018; 2: 267–8.
  6. Желткевич О.В., Сибирева А.Д. Особенности личности, влияющие на процесс коммуникации фармацевтического работника с потребителем. Ремедиум. 2019; 1. [Электронное издание]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnosti-vliyayuschie-na-protsess-kommunikatsii-farmatsevticheskih-rabotnikov-s-potrebitelem (дата обращения: 11.05.2019)
  7. Сибирева А.Д., О.В. Желткевич Анализ уровня коммуникативной компетентности фармацевтических работников в процессе профессионализации. Современная организация лекарственного обеспечения. 2018; 2. [Электронное издание]. Режим доступа: https://mospharma.org/netcat_files/userfiles/SOLO_2_2018.pdf (дата обращения: 11.05.2019)
  8. Желткевич О.В., Сибирева А.Д. Оценка профессиональных и личностных качеств фармацевтических работников для повышения эффективности лекарственной помощи. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию фармацевтического факультета Тюменского государственного медицинского университета, 25–26 января 2019 г. Тюмень, 2019; 59–60.
  9. Сибирева А.Д., Желткевич О.В. Эргономика помещений для профессионального взаимодействия фармацевтического работника с потребителем профессионализации. Современная организация лекарственного обеспечения. 2019; 2: 22–3