Анализ потребительского поведения населения с инфарктом миокарда на рынке медицинских и фармацевтических товаров и услуг

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2021-05-04
Номер журнала: 
5
Год издания: 
2021

А.Г. Петров(1), Н.В. Абрамов(1), В.В. Кашталап(1, 2), Г.Т. Глембоцкая(3) 1-Кемеровский государственный медицинский университет, Российская Федерация, 650056, Кемерово, ул. Ворошилова, д. 22а; 2-Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, Российская Федерация, 650002, Кемерово, Сосновый бульвар, д. 6; 3-Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 4

Введение. Исследование потребительского поведения при выборе необходимого товара направлено на выявление и анализ факторов, влияющих на принятие решения о покупке. Полученные результаты позволяют практическим работникам медицинских и аптечных организаций максимально удовлетворить потребности пациентов в необходимых лекарственных препаратах в процессе фармацевтической помощи, в том числе больным с инфарктом миокарда (ИМ). Обозначенная категория потребителей в системе здравоохранения страны является особоважной как с медицинских, так и с социальных позиций. Цель исследования – анализ потребностей и предпочтений потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг в системе фармацевтической помощи населению с ИМ. Материал и методы. В качестве первичной документации в исследовании были использованы данные анкетного опроса 416 больных с ИМ. Выбор респондентов осуществлялся на основе случайной бесповторной выборки. В качестве изучаемого явления рассматривались концепции блоков анкеты по изучению потребностей и предпочтений потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг, которые позволяют выявить закономерности потребительского поведения населения с ИМ, и могут служить основой оптимизации медицинской и фармацевтической помощи. Материал обработан в программе Statistica 10.0 Результаты. Изучены потребности и предпочтения населения с ИМ, являющихся потребителями медицинских и фармацевтических услуг. Составлены социально-демографические характеристики членов референтных групп. Собраны данные по состоянию их здоровья, медицинской и фармацевтической культуре. Изучена информированность о предпочтениях в медицинских и фармацевтических услугах, о приверженности пациентов к врачебным рекомендациям, предпочтения медицинских и фармацевтических услуг. Заключение. Выполненные исследования подтверждают необходимость проведения детальной оценки удовлетворенности потребителя при лечении инфаркта миокарда. На ее основе возможно более эффективное формирование приверженных или постоянных покупателей, что требует от аптечных организаций постоянно соответствовать потребительским предпочтениям и обеспечивать повышение качества медицинской и фармацевтической помощи населению.

Ключевые слова: 
инфаркт миокарда
поведение потребителя
референтная группа
Для цитирования: 
Петров А.Г., Абрамов Н.В., Кашталап В.В., Глембоцкая Г.Т. Анализ потребительского поведения населения с инфарктом миокарда на рынке медицинских и фармацевтических товаров и услуг . Фармация, 2021; 70 (5): 28-34https://doi.org/10.29296/25419218-2021-05-04

Список литературы: 
  1. Абрамов Н.В., Петров А.Г., Кашталап В.В. Маркетинговые исследования у больных с острым инфарктом миокарда как потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг (методические рекомендации). Кемерово, 2020; 36.
  2. Якушин С.С., Никулина Н.Н., Селезнев С.В. Инфаркт миокарда. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2019; 145.
  3. Агафонова О.В., Гриценко Т.А., Богданова Ю.В. и др. Поликлиническая терапия: Учебник. Под ред. Д.И. Давыдкина, Ю.В. Щукина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020; 840. doi: 10.33029/9704-5545-6-PLT-2020-1-840.
  4. Дремова Н.Б, Овод А.И., Коржавых Э.А. Основы фармацевтической помощи в здравоохранении. Курск: КГМУ, 2009; 412.
  5. Петров А.Г., Кныш О.И., Семенихин В.А. и др. Организационно-методические основы совершенствования специализированной фармацевтической помощи работникам угольной отрасли. Кемерово, 2019; 267.
  6. Хорошилова О.В., Петров А.Г., Семенихин В.А. Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг с профессиональными заболеваниями опорно-двигательного аппарата работающих в угольной отрасли (методические рекомендации). Кемерово, 2019; 29.
  7. Петров А.Г., Богомолова Н.Д., Кныш О.И. Методические подходы к исследованию потребительского поведения шахтеров на рынке медицинских и фармацевтических товаров и услуг. Современные проблемы науки и образования. 2014; 5. [Электронное издание]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15205 (дата обращения: 28.02.2021)
  8. Седых Д.Ю., Петров Г.П., Кашталап В.В. Различия приверженности к терапии у пациентов с первичным и повторным инфарктом миокарда. Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2018; 7 (4): 15–25.
  9. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д. и др. Основы маркетинга. (пер. с англ.) М., СПб.: «Вильяме», 1998; 1056.
  10. Петров А.Г., Семенихин В.А., Глембоцкая Г.Т., Кныш О.И. Фармацевтическая санология как стратегический ресурс профилактики профессиональных заболеваний. Кемерово, 2020; 271.
  11. Вольская Е. Исследования по оценке технологии: поиск «золотого сечения». Ремедиум. 2012; 10: 10–5.
  12. Глембоцкая Г.Т., Козуб О.В. Фармацевтическая помощь больным мигренью и головной болью напряжения: управление потребительской ценностью. Фармация. 2015; 7: 27–9.