Цифровые источники информации о лекарственных препаратах: оценка качества и этические аcпекты

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2021-07-08
Номер журнала: 
7
Год издания: 
2021

Е.Е. Чупандина, А.Ю. Родивилова, М.С. Куролап Воронежский государственный университет, Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская пл., д. 1

Введение. На современном этапе развития фармацевтического рынка в условиях цифровой трансформации традиционных каналов продвижения лекарственных препаратов (ЛП) наблюдается стремительный рост числа цифровых источников информации о ЛП. Методик, позволяющих оценить этические риски при продвижении ЛП посредством цифровых источников, на сегодняшний день не существует. Цель исследования – оценка качества цифровых источников информации о лекарственных препаратах (ЛП), используемых медицинскими работниками в профессиональной деятельности. Материал и методы. 105 анкет заочного анонимного опроса терапевтов и врачей общей практики г. Воронежа об их предпочтениях среди цифровых источников продвижения ЛП. Использован метод контент-анализа. Результаты. Сформирован перечень цифровых источников информации о ЛП, которыми пользуются медицинские работники и отобраны критерии оценки качества цифровых источников информации о ЛП. Рассчитаны весовые коэффициенты каждого критерия. С использованием подхода средневзвешенного арифметического показателя единичных критериев осуществлена комплексная оценка качества источников профессиональной информации о ЛП. выявлены наиболее значимые источники для медицинских работников: сайты медицинских периодических изданий и дистанционные визиты медицинских представителей (0,86), интернет-версии справочников ЛС (0,85), образовательные порталы и интернет-программы для врачей (0,83). Заключение. Сформированы основные преимущества и недостатки исследуемых цифровых источников информации о ЛП и связанные с этим этические риски, что легло в основу разработки специальных требований к данным источникам, которые позволят снизить возможные риски этических нарушений.

Ключевые слова: 
цифровые источники информации о лекарственных препаратах
критерии оценивания цифровых источников
медицинские работники
Для цитирования: 
Чупандина Е.Е., Родивилова А.Ю., Куролап М.С. Цифровые источники информации о лекарственных препаратах: оценка качества и этические аcпекты . Фармация, 2021; 70 (7): 47-52https://doi.org/10.29296/25419218-2021-07-08

Список литературы: 
  1. Fickweiler F., Fickweiler W., Urbach E. Ethical pharmaceutical promotion and communications worldwide: codes and regulations a systematic review. BMJ Open. 2017; 7 (9): e016408. DOI: 10.1136/bmjopen-2017-016408
  2. Khazzaka M. Pharmaceutical marketing strategies' influence on physicians' prescribing pattern in Lebanon: ethics, gifts, and samples. BMC Health Serv. Res. 2019; 19 (1): 80. DOI: 10.1186/s12913-019-3887-6
  3. Leonardo Alves T., Lexchin J., Mintzes B. Pharmaceutical marketing strategies' influence on physicians' prescribing pattern in Lebanon: ethics, gifts, and samples. Sci. Eng. Ethics. 2019; 25 (4): 1167–92. DOI: 10.1007/s11948-018-0041-5
  4. Allen T., Donde N., Hofstädter-Thalmann E. et al. A Reflection of Treatment Effect or Adverse Events? J. Eur. CME. 2017; 6 (1): 1348876. DOI: 10.1080/21614083.2017.1348876
  5. Ganashree P., Bhuvana K., Sarala N. Critical review of drug promotional literature using the World Health Organization guidelines. J. Res. Pharm. Pract. 2016; 5 (3): 162–5. DOI:10.4103/2279-042X.185711
  6. Altawalbeh S.M., Ibrahim I.A., Al-Shatnawi S.F. Influence of pharmaceutical promotion on prescribers in Jordan. Int. J. Clin. Pharm. 2020; 42 (2): 744–55. DOI: 10.1007/s11096-020-01006-3
  7. Egorova E.S., Okonenko L.B., Bondarenko O.S. Pharmacoeconomic analysis of outpatient combined therapy of arterial hypertension and hypercholesterolemia. Vestnik of Novgorod State University after Yaroslav-the-Wise. 2011; 62: 54–7.