Нажмите на эту строку чтобы перейти к Новостям сайта "Русский врач"

Перейти на сайт журнала "Врач"
Перейти на сайт журнала "Медицинская сестра"
Перейти на сайт журнала "Фармация"
Перейти на сайт журнала "Молекулярная медицина"
Перейти на сайт журнала "Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии"
Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
Регистрационное агентство DOI (США)
Scientific Indexing Services (США)
CAS Source index (США)
Эко-вектор (Россия)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Directory)

Цифровые источники информации о лекарственных препаратах: оценка качества и этические аcпекты

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2021-07-08
Номер журнала: 
7
Год издания: 
2021

Е.Е. Чупандина, А.Ю. Родивилова, М.С. Куролап Воронежский государственный университет, Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская пл., д. 1

Введение. На современном этапе развития фармацевтического рынка в условиях цифровой трансформации традиционных каналов продвижения лекарственных препаратов (ЛП) наблюдается стремительный рост числа цифровых источников информации о ЛП. Методик, позволяющих оценить этические риски при продвижении ЛП посредством цифровых источников, на сегодняшний день не существует. Цель исследования – оценка качества цифровых источников информации о лекарственных препаратах (ЛП), используемых медицинскими работниками в профессиональной деятельности. Материал и методы. 105 анкет заочного анонимного опроса терапевтов и врачей общей практики г. Воронежа об их предпочтениях среди цифровых источников продвижения ЛП. Использован метод контент-анализа. Результаты. Сформирован перечень цифровых источников информации о ЛП, которыми пользуются медицинские работники и отобраны критерии оценки качества цифровых источников информации о ЛП. Рассчитаны весовые коэффициенты каждого критерия. С использованием подхода средневзвешенного арифметического показателя единичных критериев осуществлена комплексная оценка качества источников профессиональной информации о ЛП. выявлены наиболее значимые источники для медицинских работников: сайты медицинских периодических изданий и дистанционные визиты медицинских представителей (0,86), интернет-версии справочников ЛС (0,85), образовательные порталы и интернет-программы для врачей (0,83). Заключение. Сформированы основные преимущества и недостатки исследуемых цифровых источников информации о ЛП и связанные с этим этические риски, что легло в основу разработки специальных требований к данным источникам, которые позволят снизить возможные риски этических нарушений.

Ключевые слова: 
цифровые источники информации о лекарственных препаратах
критерии оценивания цифровых источников
медицинские работники
Для цитирования: 
Чупандина Е.Е., Родивилова А.Ю., Куролап М.С. Цифровые источники информации о лекарственных препаратах: оценка качества и этические аcпекты . Фармация, 2021; 70 (7): 47-52https://doi.org/10.29296/25419218-2021-07-08

Список литературы: 
  1. Fickweiler F., Fickweiler W., Urbach E. Ethical pharmaceutical promotion and communications worldwide: codes and regulations a systematic review. BMJ Open. 2017; 7 (9): e016408. DOI: 10.1136/bmjopen-2017-016408
  2. Khazzaka M. Pharmaceutical marketing strategies' influence on physicians' prescribing pattern in Lebanon: ethics, gifts, and samples. BMC Health Serv. Res. 2019; 19 (1): 80. DOI: 10.1186/s12913-019-3887-6
  3. Leonardo Alves T., Lexchin J., Mintzes B. Pharmaceutical marketing strategies' influence on physicians' prescribing pattern in Lebanon: ethics, gifts, and samples. Sci. Eng. Ethics. 2019; 25 (4): 1167–92. DOI: 10.1007/s11948-018-0041-5
  4. Allen T., Donde N., Hofstädter-Thalmann E. et al. A Reflection of Treatment Effect or Adverse Events? J. Eur. CME. 2017; 6 (1): 1348876. DOI: 10.1080/21614083.2017.1348876
  5. Ganashree P., Bhuvana K., Sarala N. Critical review of drug promotional literature using the World Health Organization guidelines. J. Res. Pharm. Pract. 2016; 5 (3): 162–5. DOI:10.4103/2279-042X.185711
  6. Altawalbeh S.M., Ibrahim I.A., Al-Shatnawi S.F. Influence of pharmaceutical promotion on prescribers in Jordan. Int. J. Clin. Pharm. 2020; 42 (2): 744–55. DOI: 10.1007/s11096-020-01006-3
  7. Egorova E.S., Okonenko L.B., Bondarenko O.S. Pharmacoeconomic analysis of outpatient combined therapy of arterial hypertension and hypercholesterolemia. Vestnik of Novgorod State University after Yaroslav-the-Wise. 2011; 62: 54–7.