Модель риск-ориентированного подхода при осуществлении фармацевтической деятельности

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2022-02-07
Номер журнала: 
2
Год издания: 
2022

О.А. Мельникова(1), А.В. Смирнов(3), С.Д. Марченко(2), М.Ю. Мельников(1)
1-Уральский государственный медицинский университет,
Российская Федерация, 620028, Екатеринбург, ул. Репина 3;
2-Первый Московский государственный медицинский
университет им, И.М. Сеченова (Сеченовский Университет),
Российская Федерация, 119048, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2;
3-Свердловский областной медицинский колледж,
Российская Федерация, 620014, Екатеринбург, ул. Репина 2А

Введение. В данной работе проводится анализ общей ситуации лекарственного обеспечения и строится математическая модель улучшения качества фармацевтических услуг на основе анализа лицензионных требований и условий на примере Свердловской области. Цель работы – определение риск-ориентированных точек при осуществлении фармацевтической деятельности и построение математической модели влияния качества образования фармацевтических специалистов на оказываемые фармацевтические услуги. Материал и методы. Данные Единого реестра лицензий Росздравнадзора. Анализ проводился методом контент-анализа. Результаты. Показано, что на фармацевтическом рынке существуют определенные особенности, выраженные в правовом характере, связанные с лицензированием и используемым риск-ориентированным подходом при организации проверок. В работе описаны ситуации, связанные с этапами и вопросами лицензирования, и схемы с точками риска по получению лицензии на фармацевтическую деятельность, возможностью проведения самооценки соответствия лицензионным требованиям. Описываются организационно-правовые формы и их привлекательность для выхода на рынок Свердловской области. Отмечается, что условно эти требования могут быть разделены на 4 этапа. Первое требование относится к оценке помещений, организаций их функционирования, соблюдению санитарно-гигиенических требований. Второе требование относится к формированию системы учета и подготовки оборудования для размещения лекарственных препаратов. Третья схема описывает подготовку специалистов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, а четвертая вопросы, связанные с валидацией основных бизнес-процессов. Разработана математическая модель, связывающая потребителей, спрос лекарственных препаратов, профессиональную квалификацию специалиста с фармацевтическим образованием. Делается вывод о том, что лицензионные требования устанавливают барьер, который способствует улучшению качества лекарственного обеспечения и увеличивает социальное благополучие населения. Заключение. В настоящее время необходимо повышать качество лекарственного обеспечения за счет повышения качества образования фармацевтических работников посредством процедуры аккредитации

Ключевые слова: 
Ключевые слова: лицензирование
лекарственное обеспечение
аккредитация
фармацевтическая организация.
Для цитирования: 
Мельникова О.А., Смирнов А.В., Марченко С.Д., Мельников М.Ю. Модель риск-ориентированного подхода при осуществлении фармацевтической деятельности . Фармация, 2022; (2): 41-48https://doi.org/10.29296/25419218-2022-02-07

Список литературы: 
  1. Белик И.С., Л.В. Камдина. Взаимосвязь антропогенного воздействия и качества жизни населения в Свердловской и Челябинской областях. Вестник ЧелГУ. 2018; 7 (417): 89–103. DOI: 10.24411/1994-2796-2018-10705.
  2. Отчет Росстата. Население Свердловской области [Электронное издание]. Режим доступа https://sverdl.gks.ru/folder/29698. Доступ из инф. системы Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области.
  3. Akerlof G. The market for lemons: quality uncertainty and the market mechanism. Quarterly J. of Economics. 1970; 84 (3): 488–500. DOI: 10.2307/1879431.
  4. A. Smith. An Inquiry Into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Methuen and Co., Ltd, London (1776). DOI: 10.7208/chicago/9780226763750.001.0001.
  5. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 04 мая 2011 г. №99-ФЗ: Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 апр. 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 апр. 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. О лицензировании фармацевтической деятельности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 22 дек. 2011 г. №1081 (ред. от 28 нояб. 2020 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Единый реестр лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses. Доступ из инф.системы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
  8. Отчет Росстата. Перечень муниципальных образований Свердловской области [Электронное издание]. Режим доступа https://sverdl.gks.ru/folder/80245. Доступ из инф.системы Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области.
  9. Плотников В.А. Глобальные проблемы социально-экономического развития и нейтрализации рисков экономической безопасности периода экономического кризиса. Экономика и управление. 2009; 3 (6): 12–6.
  10. Пурцакин В.Г. Лицензирование как форма административно-правового регулирования фармацевтической деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2013; 10: 5–12.
  11. Pagliero M. What Is the Objective of Professional Licensing? Identification of a Static Model of Licensing and Some Evidence from the US Market for Lawyers. 2011; 29: 473–83. DOI: 10.1016/j.ijindorg.2010.09.002.
  12. Мельникова О.А., Мельников А.М. Фармацевтическая услуга как экономическая категория. Гуманитарий Юга России. 2020; 9 (5): 218–22. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.5.18.