Модель оценки компетенций обучающихся в медицинских вузах на примере специальности «Фармация»

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2022-06-05
Номер журнала: 
6
Год издания: 
2022

Т.А. Олейникова, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмова, В.О. Ульянов
ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России,
Российская Федерация, 305041, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3

Введение. Современный фармацевтический рынок остро нуждается в квалифицированных специалистах в области проведения научных и маркетинговых исследований, производства, контроля и надзора, государственной регистрации, оптовой и розничной реализации лекарственных средств. Фармацевтическая практика является прикладным видом деятельности, требующим от обучающихся научно-практического опыта и более высокого уровня вовлеченности в работу с реальными случаями и ситуациями. Для достижения намеченных профессиональных результатов университет должен обеспечить прямую связь между компетенциями и стратегиями обучения, предлагаемыми в учебной программе. Чтобы обеспечить условия для улучшения критического мышления выпускников и их более активного участия в образовательном процессе преподаватели, реализующие фармацевтические программы, должны тщательно выбирать методы обучения и оценки. Цель исследования: формирование и описание модели оценки компетенций обучающихся медицинских вузов на примере специальности «Фармация». Материал и методы: источники научной литературы по вопросам разработки и применения образовательных технологий, методов оценки компетенций обучающихся в медицинском вузе; методические материалы по образовательной программе «Фармация». Для достижения поставленной цели были использованы аналитические методы исследования – управление (анализ, планирование) и систематизация (обобщение, идентификация, классификация). Результаты. По итогам исследования разработана модель оценки обучающихся применительно к подготовке специалистов фармацевтического профиля, которая отвечает на 5 вопросов: зачем, что, как, кто и когда должен оценивать компетенции студентов. Заключение. Сегодня учебные компетенции специалистов фармацевтического профиля динамичны и их обновление является непрерывным процессом. В связи с этим образовательным организациям необходимо своевременно реагировать на вызовы фармацевтического рынка труда в части соответствия формируемых знаний, умений и навыков его требованиям, а также изменять подходы к оцениванию компетенций обучающихся. В итоге это способствует обеспечению достижения желаемых результатов обучения и повышению личной эффективности выпускников в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: 
модель оценки обучающихся
образовательные технологии
методы и инструменты оценки
фармацевтическое образование.
Для цитирования: 
Олейникова Т.А., Овод А.И., Дрёмова Н.Б., Ульянов В.О. Модель оценки компетенций обучающихся в медицинских вузах на примере специальности «Фармация» . Фармация, 2022; (6): 34-39https://doi.org/10.29296/25419218-2022-06-05

Список литературы: 
  1. Кулакова Е.Н., Кондратьева И.В., Волосовец Г.Г., Цуканова Е.С., Гурович О.В. Результаты обучения будущих педиатров: модели и методы планирования. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3: 122.
  2. Садаф Ш., Хан С., Али С.К. Практические советы по составлению валидного и надежного банка вопросов множественного выбора. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016; 2 (24): 80–6.
  3. Семенова Т.В., Балкизов З.З., Алексеева А.Ю. Обновленный глоссарий терминов в области медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020; 11 (3): 8–20. DOI: 10.24411/22208453-2020-13001.
  4. Тавакол М., Денник Р. Руководство AMEE № 119. Основы измерения и оценки в медицинском образовании. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021; 12 (1): 20–42. DOI: 10.33029/2220-8453-2021-12-1-8-18.
  5. Ван Тартвийк Ж.В., Дриззен Э.В. Руководство AMEE №45: портфолио для оценки и обучения. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2013; 1 (11): 26–54.
  6. Шамвэй Д.М., Харден Р.М. Руководство AMEE № 25. Оценка результатов обучения компетентного и мыслящего практикующего врача. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016; 1 (23): 23–53.
  7. Шарифов Г.М.О. Трудности при составлении задач для суммативного оценки в лицеях. Современный ученый. 2020; 2: 58–61.
  8. Харден Р.М., Лейдлоу Д.М. Ключевые навыки медицинского преподавателя: введение в преподавание и изучение медицины. Пер с англ. под ред. С.Ю. Белогубовой, Ю.И. Рюмшиной. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. 376.
  9. Al-Eraky M., Marei H. Свежий взгляд на пирамиду Миллера: оценка на уровне «является» и «делают». Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020; 11 (2): 118–26. DOI: 10.1111/medu.13101.
  10. Gilligan A. M., Myers J., Nash J. D., Lavigne J. E., Moczygemba L. R., Plake K. S., Quiñones-Boex A. C., Holdford D., West-Strum D., Warholak T. L. Educating Pharmacy Students to Improve Quality (EPIQ) in colleges and schools of pharmacy. American J. of pharmaceutical education. 2012; 76 (6): 109. DOI: 10.5688/ajpe766109.
  11. Ried L.D. A model for curricular quality assessment and improvement. Am. J. Pharm Educ. 2011; 75 (10): 196. DOI: 10.5688/ajpe7510196.