Нажмите на эту строку чтобы перейти к Новостям сайта "Русский врач"

Перейти на сайт журнала "Врач"
Перейти на сайт журнала "Медицинская сестра"
Перейти на сайт журнала "Фармация"
Перейти на сайт журнала "Молекулярная медицина"
Перейти на сайт журнала "Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии"
Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
Регистрационное агентство DOI (США)
Scientific Indexing Services (США)
CAS Source index (США)
Эко-вектор (Россия)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Directory)

Эффективность внедрения алгоритма консультирования покупателей при отпуске рецептурных лекарственных препаратов в аптеке

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2023-02-06
Номер журнала: 
2
Год издания: 
2023

Ю.С. Князева, Д.В. Куркин, Н.В. Атапина, Д.А. Бакулин, А.А. Соколова
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Российская Федерация, 400131, Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1

Введение. Фармацевтическая помощь населению в современных условиях представляет сложную задачу что обусловлено, в первую очередь, широчайшим ассортиментом современных аптек. В случае отпуска рецептурных лекарственных препаратов фармацевтический работник при консультировании должен быть способен, не выходя за рамки своих компетенций, дать полную информацию о лекарстве, способствуя его безопасному и правильному приему. Ряд исследований подтверждают необходимость обеспечения фармацевтических работников готовым алгоритмам консультирования при различных запросах посетителей с целью повышения качества консультативной помощи и сокращения времени, затраченного на консультирование. Цель исследования: 1. Изучить возможности фармацевтических работников при оказании консультативной помощи покупателям. 2. Разработать и внедрить в деятельность аптек стандартную операционную процедуру «Алгоритм консультирования покупателя, обратившегося с рецептом на лекарственный препарат, фармацевтическим работником в аптеке». 3. Оценить эффективность внедрения стандартной операционной процедуры с точки зрения оптимизации процесса консультирования в аптеках. Материал и методы. Проведен контент-анализ научных источников и нормативной документации, посвященной вопросам фармацевтического консультирования; разработана стандартная операционная процедура, эффективность которой подтверждена методом анкетирования. Результаты. Обсуждены результаты контент-анализа нормативной документации, результаты анкетирования покупателей и фармацевтических работников, позволившие оценить эффективность внедрения стандартной операционной процедуры с точки зрения оптимизации процесса консультирования в аптеках. Заключение. Разработанная стандартная операционная процедура способствует повышению эффективности консультативной помощи при отпуске рецептурных лекарственных препаратов в рамках существующих компетенций, что увеличивает как приверженность пациентов назначенной терапии, так и число лояльных к аптеке клиентов.

Ключевые слова: 
Фармацевтическое консультирование
фармацевтический работник
фармацевтическая организация
рецептурный лекарственный препарат
стандартная операционная процедура
Для цитирования: 
Князева Ю.С., Куркин Д.В., Атапина Н.В., Бакулин Д.А., Соколова А.А. Эффективность внедрения алгоритма консультирования покупателей при отпуске рецептурных лекарственных препаратов в аптеке . Фармация, 2023; (2): 34-42https://doi.org/10.29296/25419218-2023-02-06

Список литературы: 
  1. Князева Ю.С. Осведомленность фармацевтических специалистов Волгоградского региона о гиполипидемических лекарственных препаратах. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2016; 2 (58): 36–40.
  2. Бережная Е.С., Брижак З.И. Фармацевтическое консультирование как элемент конкурентоспособности фармацевтической организации. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; 7–1 (109): 171–5. DOI: 10.23670/IRJ.2021.109.7.031.
  3. Олейникова Т.А., Барыбина Е.С. Рациональный подход к вопросу ответственного самолечения через призму фармацевтического консультирования. Ремедиум. 2022; 26 (1): 26–9. DOI: 10.32687/1561-5936-2022-26-1-26-29.
  4. Катрен-стиль: онлайн-журнал для фармацевтов и фармацевтических работников. Фармацевтическое консультирование: идем по грани. Доступно на https://www.katrenstyle.ru [Дата обращения 20.05.2022].
  5. Князева Ю.С. Возможности консультативной помощи, оказываемой фармацевтическим специалистом при отпуске гиполипидемических препаратов из аптеки. В сборнике: Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование в 21 веке: возможности, проблемы и перспективы. Сборник трудов научно-практической конференции с международным участием. 2017; 102–7.
  6. Янушевская А.В., Годовальников Г.В., Кулай Н.С. Разработка общего и частного алгоритмов фармацевтического консультирования пациента в розничной аптеке. Рецепт. 2020; 23 (1): 60–73. DOI: 10.34883/PI.2020.23.1.006.
  7. Тюренков И.Н., Князева Ю.С., Ганичева Л.М., Кайшева Н.Ш. Проблемы лекарственного обеспечения населения гиполипидемическими лекарственными препаратами на примере Волгоградской области. Фармация и фармакология. 2020; 8 (1): 65–73. DOI: 10.19163/2307-9266-2020-8-1-65-73.
  8. Падалкин В.П., Новиков Г.А., Ковальцов О.В. Изменения в порядке назначения и оформления рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения. Вестник Росздравнадзора. 2019; 5: 60–7. DOI: 10.35576/article_5db0384345ae91.33881264.
  9. Профессиональный стандарт «Провизор». Часть I. Управление аптекой. 2016; 1–2: 33–44.
  10. Приказ Министерства здравоохранения РФ №647н от 31.08.2016 года «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».
  11. Неволина Е. Алгоритм фармацевтического консультирования от нацфармпалаты. Новая аптека. 2021; 10: 12–7.