Эффективность внедрения алгоритма консультирования покупателей при отпуске рецептурных лекарственных препаратов в аптеке

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2023-02-06
Номер журнала: 
2
Год издания: 
2023

Ю.С. Князева, Д.В. Куркин, Н.В. Атапина, Д.А. Бакулин, А.А. Соколова
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Российская Федерация, 400131, Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1

Введение. Фармацевтическая помощь населению в современных условиях представляет сложную задачу что обусловлено, в первую очередь, широчайшим ассортиментом современных аптек. В случае отпуска рецептурных лекарственных препаратов фармацевтический работник при консультировании должен быть способен, не выходя за рамки своих компетенций, дать полную информацию о лекарстве, способствуя его безопасному и правильному приему. Ряд исследований подтверждают необходимость обеспечения фармацевтических работников готовым алгоритмам консультирования при различных запросах посетителей с целью повышения качества консультативной помощи и сокращения времени, затраченного на консультирование. Цель исследования: 1. Изучить возможности фармацевтических работников при оказании консультативной помощи покупателям. 2. Разработать и внедрить в деятельность аптек стандартную операционную процедуру «Алгоритм консультирования покупателя, обратившегося с рецептом на лекарственный препарат, фармацевтическим работником в аптеке». 3. Оценить эффективность внедрения стандартной операционной процедуры с точки зрения оптимизации процесса консультирования в аптеках. Материал и методы. Проведен контент-анализ научных источников и нормативной документации, посвященной вопросам фармацевтического консультирования; разработана стандартная операционная процедура, эффективность которой подтверждена методом анкетирования. Результаты. Обсуждены результаты контент-анализа нормативной документации, результаты анкетирования покупателей и фармацевтических работников, позволившие оценить эффективность внедрения стандартной операционной процедуры с точки зрения оптимизации процесса консультирования в аптеках. Заключение. Разработанная стандартная операционная процедура способствует повышению эффективности консультативной помощи при отпуске рецептурных лекарственных препаратов в рамках существующих компетенций, что увеличивает как приверженность пациентов назначенной терапии, так и число лояльных к аптеке клиентов.

Ключевые слова: 
Фармацевтическое консультирование
фармацевтический работник
фармацевтическая организация
рецептурный лекарственный препарат
стандартная операционная процедура
Для цитирования: 
Князева Ю.С., Куркин Д.В., Атапина Н.В., Бакулин Д.А., Соколова А.А. Эффективность внедрения алгоритма консультирования покупателей при отпуске рецептурных лекарственных препаратов в аптеке . Фармация, 2023; (2): 34-42https://doi.org/10.29296/25419218-2023-02-06

Список литературы: 
  1. Князева Ю.С. Осведомленность фармацевтических специалистов Волгоградского региона о гиполипидемических лекарственных препаратах. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2016; 2 (58): 36–40.
  2. Бережная Е.С., Брижак З.И. Фармацевтическое консультирование как элемент конкурентоспособности фармацевтической организации. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; 7–1 (109): 171–5. DOI: 10.23670/IRJ.2021.109.7.031.
  3. Олейникова Т.А., Барыбина Е.С. Рациональный подход к вопросу ответственного самолечения через призму фармацевтического консультирования. Ремедиум. 2022; 26 (1): 26–9. DOI: 10.32687/1561-5936-2022-26-1-26-29.
  4. Катрен-стиль: онлайн-журнал для фармацевтов и фармацевтических работников. Фармацевтическое консультирование: идем по грани. Доступно на https://www.katrenstyle.ru [Дата обращения 20.05.2022].
  5. Князева Ю.С. Возможности консультативной помощи, оказываемой фармацевтическим специалистом при отпуске гиполипидемических препаратов из аптеки. В сборнике: Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование в 21 веке: возможности, проблемы и перспективы. Сборник трудов научно-практической конференции с международным участием. 2017; 102–7.
  6. Янушевская А.В., Годовальников Г.В., Кулай Н.С. Разработка общего и частного алгоритмов фармацевтического консультирования пациента в розничной аптеке. Рецепт. 2020; 23 (1): 60–73. DOI: 10.34883/PI.2020.23.1.006.
  7. Тюренков И.Н., Князева Ю.С., Ганичева Л.М., Кайшева Н.Ш. Проблемы лекарственного обеспечения населения гиполипидемическими лекарственными препаратами на примере Волгоградской области. Фармация и фармакология. 2020; 8 (1): 65–73. DOI: 10.19163/2307-9266-2020-8-1-65-73.
  8. Падалкин В.П., Новиков Г.А., Ковальцов О.В. Изменения в порядке назначения и оформления рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения. Вестник Росздравнадзора. 2019; 5: 60–7. DOI: 10.35576/article_5db0384345ae91.33881264.
  9. Профессиональный стандарт «Провизор». Часть I. Управление аптекой. 2016; 1–2: 33–44.
  10. Приказ Министерства здравоохранения РФ №647н от 31.08.2016 года «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».
  11. Неволина Е. Алгоритм фармацевтического консультирования от нацфармпалаты. Новая аптека. 2021; 10: 12–7.