Актуальные проблемы трудоустройства выпускников фармацевтических вузов в аптечные организации

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2023-06-07
Номер журнала: 
6
Год издания: 
2023

Т.В. Пак(1), Е.Е. Лоскутова(1), Д.В. Ханинева2, И.В. Косова(1), М.М. Курашов(1),
1-ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов,
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6;
2-ИД «Бионика Медиа Инновации»,
Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Обручева, д. 30/1, стр. 2

Введение. Необходимость адаптации провизоров к меняющимся условиям деятельности российского фармацевтического рынка приводит к изменению работодателями критериев отбора выпускников фармацевтических вузов при приеме на работу. Для повышения качества фармацевтического образования и успешного трудоустройства молодых специалистов необходим анализ того, насколько результаты обучения отвечают требованиям, предъявляемым к профессиональным знаниям и компетенциям участников рынка труда. Цель исследования: изучение мнения руководителей аптечных организаций о готовности молодых фармацевтических специалистов к профессиональной деятельности с точки зрения компетентностного подхода. Материал и методы. В социологическом исследовании принимали участие директора аптек и руководители кадровых служб аптечных сетей федерального и регионального масштаба (21 аптечная организация). Сбор данных проводился посредством анкетирования и стандартизованного интервью с последующей статистической обработкой данных. При разработке анкеты для изучения мнения работодателей о готовности выпускников фармацевтических вузов к трудовой деятельности учитывались требования к квалификации специалиста, содержащиеся в профессиональном стандарте «Провизор», а также совокупность обязательных требований по формированию универсальных и общепрофессиональных компетенций у обучающихся при реализации примерной основной образовательной программы специалитета Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 «Фармация». Результаты. Оценка удовлетворенности работодателей уровнем подготовленности молодых специалистов к профессиональной деятельности показала, что полностью удовлетворены качеством обучения только 40% участников исследования, значительная доля респондентов (45%) хотела бы изменить некоторые аспекты программы обучения, совсем не удовлетворены уровнем подготовки выпускников 15% анкетируемых. Заключение. Регулярный мониторинг требований к выпускникам фармацевтических высших учебных заведений со стороны участников рынка труда на основе компетентностного подхода необходим для углубления практической направленности обучения и повышения качества фармацевтического образования.

Ключевые слова: 
аптека
фармацевтический персонал
фармацевтическое образование.
Для цитирования: 
Пак Т.В., Лоскутова Е.Е., Ханинева Д.В., Косова И.В., Курашов М.М. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников фармацевтических вузов в аптечные организации . Фармация, 2023; (6): 50-58https://doi.org/10.29296/25419218-2023-06-07

Список литературы: 
  1. Гарифуллина Г.Х., Грибова Я.В., Азизов С.Д. Особенности трудовой деятельности фармацевтических работников. Инновационное развитие общества: проблемы и решения. 2021; 5: 135–53.
  2. Лаврентьева Л.И., Алексеева К.С. Бобылева Е.А. Соответствие подготовленности выпускников фармацевтического факультета требованиям работодателей. Инновационные технологии в фармации. 2021; 8: 50–5.
  3. Олейникова Т.А. Изучение качества подготовки фармацевтических кадров – мнение работодателей. Региональный вестник. 2019; 24 (39): 44–6.
  4. Решетникова А.М. Особенности современных требований работодателей к специалистам розничного сегмента фармацевтического рынка. Молодежная наука и современность. 2020; 2: 558–61.
  5. Андрианова Г.Н., Маслова В.А., Петров А.Л. и др. Становление и развитие образовательных технологий на кафедре «Управление и экономика фармации». Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2015; 2–3: 77–8.
  6. Бат Н.М., Сиюхова Ф.Ш., Кадакоева Г.В. Модернизация высшего фармацевтического образования путем актуализации компетентностного подхода. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020; 2 (45): 50–8.
  7. Бачина Т.В., Ерзылева А.А., Николаева С.С. Исследование рынка труда для определения причин несоответствия уровня подготовки выпускников вуза требованиям работодателей. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2018; 5: 15–21.
  8. Нестеренко Д.В. К вопросу о необходимости модернизация системы подготовки и переподготовки фармацевтических кадров. Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018; 4–5 (20–21): 28–33.
  9. Олейникова Т.А., Евстратов А.В., Дремова Н.Б. и др. Качество фармацевтического образования с позиции потребителей. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2022; 21 (3): 190–7. DOI: 10.37903/vsgma.2022.3.25
  10. Пятигорская Н.В., Степанова Э.Ф., Аладышева Ж.И. и др. Компетентностный подход к высшему фармацевтическому образованию: формирование и роль компетенций. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2–1.