Количественная характеристика трудового потенциала контингента обучающихся по программам фармацевтического образования

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2023-08-08
Номер журнала: 
8
Год издания: 
2023

Д.С. Грицаненко, И.А. Наркевич, Ю.Г. Ильинова, С.З. Умаров
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический
университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации,
Российская Федерация, 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 14, литера А

Введение. Изучение трудового потенциала контингента обучающихся является первым шагом на пути изучения причин дисбаланса спроса и предложения на рынке труда в аптечном сегменте. Цель исследования изучение количественной характеристики трудового потенциала контингента обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального (СПО) и высшего (ВО) образования в РФ. Материал и методы. Объект исследования – контингент обучающихся. Источник количественных данных – формы федерального статистического наблюдения (СПО-1, ВПО-1). Результаты и обсуждение. Общая численность контингента ВО в РФ – 18 865 человек, из них бюджетные студенты – 9 943 (52,7%), коммерческие студенты – 8 922 (47,3%). Из 85 субъектов РФ подготовка специалистов с ВО осуществлялась в 53 субъектах. Ретроспективный анализ ВПО-1 показал существенное снижение объема предложения трудовых ресурсов со стороны системы ВО. Общая численность контингента СПО в РФ – 44 143 . Соотношение бюджетных и коммерческих студентов – 16 177 (14,1%) и 37 909 (85,9%) соответственно. 1 867 (30%) студентов обучались за счет средств федерального бюджета. Подготовка осуществлялась в 79 субъектах РФ. Ретроспективный анализ СПО-1 показывает стабильное увеличение объема предложения трудовых ресурсов, формируемого со стороны системы подготовки кадров СПО. Заключение. В системе фармацевтического образования РФ находится 63 008 человек. Основная доля предложения – выпускники программ СПО (70%), что соответствует структуре кадрового запроса аптек. Основной тренд изменения количественной характеристики трудового потенциала – значительное увеличение количества обучающихся СПО и сокращение объема подготовки в системе ВО. Объемы подготовки в субъектах РФ неравномерны.

Ключевые слова: 
трудовой потенциал обучающихся
количество обучающихся
фармацевтическое образование
Для цитирования: 
Грицаненко Д.С., Наркевич И.А., Ильинова Ю.Г., Умаров С.З. Количественная характеристика трудового потенциала контингента обучающихся по программам фармацевтического образования . Фармация, 2023; (8): 50-56https://doi.org/10.29296/25419218-2023-08-08

Список литературы: 
  1. Затепякин О.А., Ясинский Д.Ю. Понятие рабочей силы: проблема отождествления и новый взгляд. Фундаментальные исследования. 2017; 7: 112–21. EDN ZBNACN.
  2. Основные методические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.05.93 № 67)
  3. Радько С.Г. Понятийно-терминологические особенности понимания категории "трудовой потенциал". Human Progress. 2020; 6 (1): 7. DOI: 10.34709/IM.161.7. EDN PNNHQC.
  4. Miletic Z.; Plazonic N. Impact of Changes in Human Capital Potential on Macroecononomic Trends. Ekonomski Vjesnik. 2018; 31 (2): 413–25.
  5. Зарубина Т.А. "Кадровый потенциал" и "трудовой потенциал": различия в определении понятий. Аллея науки. 2017; 1 (8): 218–21. EDN YNTJMR.
  6. Шугаль Н.Б., Озерова О.К., Зорина О.А., Мигунова Д.Ю. Высшее образование в России: статистический обзор. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021.
  7. Ежегодный доклад о результатах Мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации. М.: Министерство просвещения Российской Федерации, 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/43076915034c38dedd86a9ae59775cdc (дата обращения 20.01.2023).