Анализ услуги дистанционного консультирования в аптечных онлайн-сервисах

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2024-03-06
Номер журнала: 
3
Год издания: 
2024

Г.А. Просвиркин, В.В. Дорофеева
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы,
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Введение. Цифровые технологии нашли широкое применение в фармацевтической отрасли, в том числе и в развитии доступности фармацевтической помощи. Одним из ее направлений является дистанционное фармацевтическое консультирование, которое представлено в ряде онлайн-сервисов заказа товаров аптечного ассортимента. Цель исследования: ввиду популярности аптечных онлайн-сервисов в России, следует оценить соответствие их консультационных услуг рекомендованным стандартам фармацевтического консультирования, что является целью настоящей работы. Материал и методы. Исследование проведено в 8 онлайн-сервисах аптечных организаций, предоставляющих консультации с фармацевтическими работниками на сайте и/или в мобильном приложении. Для достижения цели исследования разработано 3 сценария. Первый из сценариев не содержал особенностей анамнеза клиента, второй – детский возраст, третий – беременность. В качестве клиента в консультациях принимал участие обученный «тайный покупатель». Результаты. В 56,3% консультаций информация о товаре не была предоставлена ни в виде ссылки на веб-страницу сервиса с инструкцией по медицинскому применению, ни в текстовой форме. Ни одна из консультаций не содержала уточнений о наличии рецепта, симптомов, заболеваний или приема лекарственных препаратов (ЛП). Такие особенности анамнеза, как возраст ребенка и триместр беременности, были проверены в 93,8 и 50,0% обращений соответственно. Заключение. Таким образом, при анализе онлайн-консультаций в аптечных сервисах выявлено, что они не обладают единой структурой. В рамках консультаций специалисты не всегда уделяют внимание важным аспектам фармацевтического консультирования, влияющим на эффективность фармацевтической помощи.

Ключевые слова: 
телефармация
фармацевтическая помощь
фармацевтические услуги
фармацевтическое консультирование
тайный покупатель.
Для цитирования: 
Просвиркин Г.А., Дорофеева В.В. Анализ услуги дистанционного консультирования в аптечных онлайн-сервисах . Фармация, 2024; (3): 38-42https://doi.org/10.29296/25419218-2024-03-06

Список литературы: 
  1. Матвеенко Я.П. Использование информационных технологий в работе аптек учреждений здравоохранения (больничных аптек). Вестник фармации. 2021; 1 (91): 15–9. DOI: 10.52540/2074-9457.2021.1.15. [Matveenko, Ya.P. Use of Information Technology in the Work of Pharmacies in Healthcare Institutions (clinical pharmacies). Vestnik farmatsii. 2021; 1 (91): 15–9. DOI: 10.52540/2074-9457.2021.1.15 (in Russian)].
  2. Чеснокова Н.Н., Кононова С.В. Применение информационных технологий в фармацевтическом консультировании. Ремедиум. 2019; 6: 4–37. DOI: 10.21518/1561–5936–2019–06-34-37. [Chesnokova, N.N., Kononova S.V. The Use of Information Technology in Pharmaceutical Consulting. Remedium. 2019; 6: 4–37. DOI: 10.21518/1561–5936–2019–06-34-37 (in Russian)].
  3. Diedrich L., Dockweiler C. Video-based teleconsultations in pharmaceutical care – A systematic review. Research in Social and Administrative Pharmacy. 2021; 17 (9): 1523–31. DOI: 10.1016/j.sapharm.2020.12.002.
  4. Agnew J. et al. Optimising remote consultations for older people during COVID-19. Prescriber. 2021; 32 (3): 9–14. DOI: 10.1002/psb.1899.
  5. Data Insight. Маркетинговое исследование Онлайн-канал в покупке аптечных товаров. [Электронное издание]. Режим доступа: https://datainsight.ru/DI_Pharmacy_shoppers_2023. [Дата обращения 19 апреля, 2024]. [Data Insight. Marketing research Online channel in the purchase of pharmacy products. [Electronic edition]. Access mode: https://datainsight.ru/DI_Pharmacy_shoppers_2023. [Accessed 19 April, 2022] (in Russian)].
  6. RNC Pharma. Рейтинг российских аптечных сетей [Электронное издание]. Режим доступа: https://remedium.ru/analytics/reyting-rossiyskikh-aptechnykh-setey-po-itogam-i-ii-kv-2023-g/ [Дата обращения 19 апреля, 2024]. [RNC Pharma. Rating of Russian pharmacy chains [Electronic edition]. Access mode: https://remedium.ru/analytics/reyting-rossiyskikh-aptechnykh-setey-po-itogam-i-ii-kv-2023-g/ [Accessed 19 April, 2022] (in Russian)].
  7. Паспорт станции «Фармацевтическое консультирование потребителей» [Электронное издание]. Режим доступа: https://fmza.ru/fund_assessment_means/farmatsiya/perechen-prakticheskikh-navykov-umeniy/ [Дата обращения 19 апреля, 2024]. [Passport of the station «Pharmaceutical counseling of consumers» [Electronic edition]. Access mode: https://fmza.ru/fund_assessment_means/farmatsiya/perechen-prakticheskikh-navykov-umeniy/ [Accessed 19 April, 2022] (in Russian)].
  8. Отдельнова К.А. Определение необходимого числа наблюдений в социально-гигиенических исследованиях. Сб. трудов 2-го ММИ. 1980; 150 (6): 18–22. [Otdelnova K.A. Opredelenie neobhodimogo chisla nablyudenij v social'no-gigienicheskih issledovaniyah. Sb. trudov 2-go MMI. 1980; 150 (6): 18–22 (in Russian)].
  9. Gustin T. Telemedicine etiquette. Telemedicine in Orthopedic Surgery and Sports Medicine: Development and Implementation in Practice. 2021: 65–80. DOI: 10.1007/978-3-030-53879-8_6.