Нажмите на эту строку чтобы перейти к Новостям сайта "Русский врач"

Перейти на сайт журнала "Врач"
Перейти на сайт журнала "Медицинская сестра"
Перейти на сайт журнала "Фармация"
Перейти на сайт журнала "Молекулярная медицина"
Перейти на сайт журнала "Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии"
Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
Регистрационное агентство DOI (США)
Scientific Indexing Services (США)
CAS Source index (США)
Эко-вектор (Россия)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Directory)

Отличия психологических характеристик студентов провизоров и фармацевтов

DOI: https://doi.org/10.29296/25419218-2021-05-07
Номер журнала: 
5
Год издания: 
2021

В.В. Богданов, К.Г. Ноздрачев, А.С. Шошин, Е.Ю. Куклин, В.С. Чавырь Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российская Федерация, 660022, Красноярский край, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1

Введение. В течение длительного времени в сфере фармации все более размывается граница между специалистами с высшим и средним фармацевтическим образованием. Требования к должностям и трудовым функциям у фармацевтов и провизоров во многом сходны. Однако есть отличия в уровне образования, осваиваемых компетенциях, социальной и культурной среде, мотивации, мировоззрении и т.д., изучение которых может быть основой для оптимизации кадровой политики как в подготовке фармацевтических кадров, так и для управления фармацевтическими кадрами в фармацевтических организациях. Цель исследования: изучение отличий психологических характеристик студентов, получающих высшее и среднее профессиональное фармацевтическое образование. Материал и методы. Для исследования взяты данные 4 опросников «Мотиваторы», характерологический профиль Шмишека–Леонгарда, тест Кеттелла, динамические свойства (Русалов) у 42 студентов по специальности 33.05.01 «Фармация» (провизоры) и 107 студентов по специальности 33.02.01 «Фармация» (фармацевты). Результаты статистической обработки данных шкал опросников проведены с помощью критерия Манна–Уитни в программе IBM SPSS Statistics. Результаты. Выделены сходства и статистически значимые отличия по 11 критериям в психологических характеристиках студентов-провизоров и фармацевтов. Заключение. Студенты-провизоры больше ориентированы на теорию, системное логическое описание мира, более сдержаны, рациональны и психологически ригидны, а также при высокой интеллектуальной деятельности они имеют среднее стремление к физической активности. Студенты-фармацевты более ориентированы на отношения между людьми, эмоциональны и психологически более подвижны, они ориентированы на нормы поведения окружающей их группы людей, более ориентированы на деятельность по плану, педантичны в работе, больше стремятся к физической активности и имеют высокую скорость при ручном труде.

Ключевые слова: 
психологический профиль
фармацевтические кадры
фармацевтическое образование
опросник
фармацевты
провизоры
U-критерий Манна–Уитни
Для цитирования: 
Богданов В.В., Ноздрачев К.Г., Шошин А.С., Куклин Е.Ю., Чавырь В.С. Отличия психологических характеристик студентов провизоров и фармацевтов . Фармация, 2021; 70 (5): 48-55https://doi.org/10.29296/25419218-2021-05-07

Список литературы: 
  1. Карева Н.Н. Обеспечение комфортного психологического состояния – одно из внутренних направлений социальной ответственности аптечной организации. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2018; 41 (3): 502–11. DOI: 10.18413/2075-4728-2018-41-3-502-511
  2. Иванова К.А., Ильинова Ю.Г. Изучение международного опыта исследований профессиональной деятельности фармацевтических кадров в контексте ограничений, связанных с развитием системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. Формулы Фармации. 2020; 2 (3): 24–9. DOI: 10.17816/phf35216
  3. Смолина В.А., Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В. Профессиональная характеристика фармацевтического работника аптечной организации. Саратовский научно-медицинский журнал. 2020; 16 (4): 968–73.
  4. Меликсетян А.А. Фармацевтическое образование в России и болонская система. Инновации в здоровье нации : сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2018; 504–7.
  5. Ковалев Д.Н., Кулик В.В., Ковалева Т.Г. Современные требования к профессиональной подготовке специалистов с фармацевтическим образованием и изучение образовательных потребностей работников аптечных организаций. Современная наука и инновации. 2014; 2 (6): 73–9.
  6. Богданов В.В., Ноздрачев К.Г., Лунева Л.А. и др. Анализ отличий психологических профилей выпускников медицинских и фармацевтических специальностей. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 4: 35–56. DOI: 10.24411/2312-2935-2020-00096
  7. Болдырева Н.В. Выявление и управление талантами в современной организации с помощью инструментов DISC и PIAV. Экономика и предпринимательство. 2017; 11 (88): 566–73.
  8. Райгородский Д.Я. ред. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2002; 667.
  9. Берестнева О.Г., Ясюкевич Ю.В., Шпак Ю.К. Анализ ценностных ориентаций и психологических особенностей студенток экономических специальностей. Интернет-журнал «Науковедение». 2013; 6 (19): 172.
  10. Солтанбекова Б.А. Проблемы дифференциальной диагностики акцентуаций характера у подростков. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 226–8.
  11. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела. Санкт-Петербург: Речь, 2006; 99.
  12. Полетайкин А.Н., Ильина Т.С. Нечеткий подход к оцениванию личностных качеств студентов вуза. ИТпортал, 2016; 4 (12): 2.
  13. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Москва: Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1997; 50.
  14. Русалов В.М., Манолова О.Н. Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер». Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2009; 1 (5): 165–78.
  15. Моисеева О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1. Психодиагностика темперамента. Владивосток: Морской государственный университет. 2002; 52.
  16. Слесарева Е.А., Задохина Н.В. Критерии статистической значимости как неотъемлемая часть экспериментальной психологии. Вестник Московского университета МВД России. 2017; 4: 254–8.
  17. Бордя Т.Д. Методика прогнозирования успешности обучения студентов первого курса. Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки: сборник научных статей. Москва, 2019; 22–5.